Зачётная группа "Прототипы". Участвовал в Бронницах

http://uploads.ru/t/O/B/l/OBlrS.jpg

Нет, это был, как потом выяснилось, ГАЗ 3937, который, действительно, встречается пока редко. Его можно было видеть лишь на нескольких специализированных выставках, где его также называли "Водником".
Под Златоустом мне предоставился шанс познакомиться с "Водником" поближе. Это высокомобильное многоцелевое транспортное средство, предназначенное для создания на его базе автомобилей специального назначения. В этом сочетании слов вдруг почудилось что-то знакомое. Где я это читал? А - в описании Hummer, американской "высокомобильной многоцелевой колесной машины".
Поэтому я решил, что та зверюга с плоским корпусом, выскочившая из леса, и есть "наш ответ Чемберлену". На базе "Водника" заказчикам - и военным, и гражданским - предлагается масса модификаций. Тут и автомобиль для перевозки личного состава, и машины медицинской и технической помощи, и бронетранспортер с вращающейся пулеметной башней и много
чего еще. На ГАЗе с удовольствием показывают машину потенциальным клиентам. И когда знакомишься с ней в деле, то преисполняешься гордостью за отечественный автопром.
В мозгу навязчиво вертится образ Hummer-в прошлом номере журнала (см. "Драйв" № 5, стр. 62-65) мы опубликовали репортаж об этой машине. Так вот "Водник" - тоже с независимой (на длинных мягких торсионах) подвеской всех колес, системой изменения на ходу давления в шинах, усилителями рулевого управления и тормозов, приводом на все четыре колеса. Но на этом общность черт и особенностей заканчивается.
"Водник" покрупнее Hummer, потяжелее него (позже скажу - почему), но в отличие от "американца" может перевозить не четырех/двух человек, а все одиннадцать. Дорожный просвет у ГАЗа тоже более значительный: 475 мм против 406 мм, как и запас хода - 1000 километров против 520. А что можно сказать о двигателе? И у того, и у другого - дизель. "Водники", с которыми я общался, имели разные моторы. Один - новый ярославский 4-цилиндровый дизель ЯМЗ 460 (3988 см3, 160 л. с. при 2400 об/мин) с турбонаддувом и четырехклананной головкой. Его крутящий момент (588 Нм при 1600 об/мин) обеспечивает машине великолепные тяговые свойства, но нуждается в некоторой доводке.
Японский дизель Hino J 07С (5 цилиндров, 6634 см3, 165 л. с. при 2900 об/мин) без турбонаддува - пример прагматичного подхода. Его крутящий момент на 23% меньше, чем у "ярославца", но все же он в 2,5 раза больше, чем у "джипа" УАЗ 469.
На одном из "Водников" стоял шестицилиндроный дизель ГАЗ 542 (6230 см3, 160 л. с.) воздушного охлаждения с турбонаддувом. К сожалению, его производство прекращено, и на смену ему придет дизель ГАЗ 560, выпускаемый по лицензии фирмы "Штайр".
Я еду на "Воднике" из Омска, где он участвовал в выставке "Вооружение", в Казань. Первые же километры показали, что у него прекрасная приемистость. Двигатель (ярославский) очень тяговитый, и на шоссе выйти на режим 140 км/ч - не проблема. Расход топлива умеренный (15-20 л/100 км), если принять во внимание приличную массу автомобиля (5-6 тонн в зависимости от модификации) и антиаэродинамичные формы.
"Водник" выполнен в двух вариантах. У одного (ГАЗ 3937) водитель и пассажир сидят друг за другом, а справа от них - силовая установка. На ГАЗ 39371 носовая часть выдвинута вперед, за арки колес. И в кабине (если можно так называть отделение управления) сидят трое: водитель и пассажир - один за другим, а второй пассажир - справа от водителя.
И тот, и другой варианты "Водника" построены по модульному принципу. Основа машины - несущий кузов из толстого стального листа (отсюда и избыточный вес), напоминающий корыто. Вдоль бортов этого "корыта" - соединительный фланец. К нему крепятся передний модуль (кабина и моторный отсек) и задний. Задний модуль - это целое семейство взаимозаменяемых кузовов, причем их установка совершается очень быстро, даже в полевых условиях.
Я ехал на машине с трехместным передним модулем. Задний - с закрытым кузовом, где размещались две четырехместные лавки. Их можно расположить так, чтобы пассажиры сидели лицом к лицу. Лавки можно превратить в лежаки для 1-4 человек. Так что даже одна модификация весьма универсальна по использованию. Для чего нужна подобная машина? Для работ геологических партий, перевозки специального оборудования, охоты, дальних путешествий по необжитым районам, армейских нужд, наконец.
Чтобы забраться в "Водник", требуется определенная ловкость, иначе упражнение по посадке-высадке всегда будет представлять собой неприятную "головоломку". Ибо втискиваясь на сиденье рядом с водителем, макушкой или лбом невольно "ловишь" кожух стеклоочистителя или оконце перископа. Что, смотрового прибора? А зачем он, ведь есть лобовое стекло? Да, есть, и даже пулестойкое, но оно может закрываться броневым листом...
Место водителя спроектировано аскетически. Тут все просто, без излишеств, как в солдатском мундире. Необходимые приборы и переключатели - под рукой. Удобное, небольшого диаметра рулевое колесо, как у "Газели". "Водник" оснащен гидроусилителем руля, поэтому даже при полной массе машины около семи тонн "баранка" большого диаметра не требуется, а вот пространство приходится экономить.
За спиной на холостых оборотах бубнит дизель. На тахометре - 1000 об/мин. Первая, газ и - пошел. Пляшут стрелки приборов, тахометр ползет к полутора тысячам. "Водник" резво набирает скорость - вторая, третья... Шум в кабине порядочный, но переговариваться в пути все же можно.
Подвеска неожиданно мягкая. Амортизаторов нет, и когда под колесами оказываются поперечные швы дороги, машина слегка "козлит". При обгонах и на поворотах крен едва ощутим, хотя стабилизаторы поперечной устойчивости для "Водника" не предусмотрены.
Пятиступенчатая коробка в паре с двухступенчатой раздаткой обеспечивают довольно большой диапазон тягового усилия, что благотворно влияет на проходимость машины. При необходимости можно включить передний ведущий мост. Его работа сопровождается легким жужжанием. От него уровень шума в салоне повышается, по ненамного.
В такой машине не грех поноситься по холмам, пырнуть в болото. Колеса с широкопрофильными шинами размером 13,00-18 отслеживают каждую кочку, каждую ямку, а кузов этого удивительного автомобиля словно летит над ними. Если в топи, снегу, песке одно из задних колес забуксует (такое пришлось испытать), автоматически срабатывает задний кулачковый дифференциал. Его 24 сухарика начинают периодически и еле слышно цокать, и под этот звук машина выбирается из грязи.
Теоретически синхронный шарнир (в обиходе - ШРУС) в приводе к передним колесам необходим. Но на практике он... не обязателен: на "Воднике", как у всех БТР 60 и последовавших за ним моделей, ШРУСов нет. При прохождении поворотов ощутимых вибраций или рывков не ощущается, и обещанного теоретиками похрустывания ухо не фиксирует.
И еще одна деталь - тормоза "Водника" герметичные. Купание в златоустовской речке поэтому никак не отразилось на их работоспособности. Замечу попутно, что эта машина водоизмещающая, то есть может плавать, поскольку ее корпус герметичен. По воде она передвигается благодаря гребному эффекту задних ведущих колес. Порой эта особенность оказывается полезной, хотя "Водник" может безо всяких специальных приспособлений брать броды глубиной до 1,2 метра. Воистину, как бронтозавр - неукротимый "проходимец"!
Но пора оглянуться вокруг. С места водителя - хороший обзор. Справа и слева громадные наружные зеркала. Входная дверца - с замком. Сиденье водителя можно отрегулировать по высоте и расстоянию до педалей. Сиденье сидящего справа пассажира - только по высоте. Вообще же тесновато по ширине, и нет ручек, за которые можно держаться, когда "Водник" скачет по препятствиям. Боковая поддержка сидений отсутствует начисто, но любые другие сиденья, говорят, на этой машине просто разваливаются.
Внутрь машины можно попасть через множество люков, они есть и на крыше. Забираться в них не так сложно, как представляется на первый взгляд. Помогают ступеньки, поручни, подножки, и все в нужных местах.
"Водник" не следует сравнивать с Hummer. Это разные по классу машины, разные по инженерной философии, применению, масштабам производства. Но роднит их некая схожесть с бронтозаврами - могучими доисторическими ящерами, которые шли напролом через любые преграды. Посторонитесь: вот опять он яростно вырвался из чащи.
ГАЗ-3937 "Водник"
+ Достоинства
Отменная всепролазность. Исключительно тяговитый мотор. Модульная конструкция корпуса.
- Недостатки
Высокий уровень шума внутри. Неудобный доступ к переключателю баков. Тесный моторный отсек.
O Вердикт
Неординарная машина, в которую влюбятся и военные, и геологи, и охотники. Если она у них появится
Это интересно

http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=364&p=2

http://www.leninburg.com/gaz3937/3937foto.htm

http://www.leninburg.com/gaz3937/3937sore.htm