"Весной 1968 года Владимир Константинович Никитин со студентами затеял грандиозный проект строительства самого быстрого в мире автомобиля, который должен был развивать скорость 1200 км/ч! Вероятно, гонщик понимал, что он сможет двигаться в выбранном им направлении и заручиться необходимой для этого поддержкой, только придав программе общенациональный масштаб.
С началом проекта команда Никитина сразу ощутила всю сложность задачи: ведь они хотели не просто улучшить всесоюзный рекорд, а превзойти его в четыре раза! Знаний, полученных в стенах автомобильного института, для осуществления проекта оказалось явно недостаточно, и тогда Никитин подключил к работе студентов-старшекурсников Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. С их помощью работа стала продвигаться куда быстрее и веселее. Многие уверились в реальности осуществления такой грандиозной задачи.
Правда, не все шло так гладко. Например, в 1970 году, когда ХАДИ-9 еще был не закончен даже на бумаге, до харьковчан дошла новость о том, что Гари Габелич «на сухопутной ракете» Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. Студенты приуныли: значит, рубеж в 1000 км/ч закрепился за американцами. А в 1979 году, через год после того, как ХАДИ-9 с турбореактивным двигателем от МИГ-19 начал проходить испытания, из Америки пришла очередная новость о том, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. Официально эта информация потом не подтвердилась, но уверенности, что мы успеем опередить американцев в этом деле, поубавилось.
Первые испытания ХАДИ-9 на безопасных скоростях дали почувствовать завидный потенциал этой машины.
И все-таки пилоты машины, заявляя, что 700–800 км/ч харьковская ракета сможет преодолеть, сильно сомневались в достижимости рубежа в 1000 км/ч и тем более скорости звука. Аппарат был легче американских аналогов, но заметно проигрывал им в уровне тяги.
Какой же максимальной скорости удалось достичь на ХАДИ-9? Оказывается, никто об этом не знает. Известно, что из-за отсутствия подходящей трассы попыток установить на ней рекорд скорости не предпринималось. Но ходят слухи, что во время съемок фильма «Скорость» на озере Баскунчак с участием этой машины пилоты в тайне от всех разогнали машину до 500 км/ч: но правда ли это или всего лишь хвастливая шутка, сегодня понять сложно.
Найти трассу для испытаний машины в СССР Никитину так и не удалось. Зная о затруднениях харьковчан, американские энтузиасты пригласили команду Никитина к себе в штат Юта на знаменитое соляное озеро Бонневиль. Причем даже обещали взять все расходы на себя при условии, что русские посоревнуются там с американцами. Ведь это было бы грандиозное шоу. Но реализовать «сухопутный Союз–Аполлон» так и не удалось: советским специалистам было неудобно лететь в Америку на американские деньги, а у самих валюты не было.
Была и еще одна преграда. Если раньше при рекордных заездах почти всегда рисковал жизнью сам Никитин, то к этому моменту управлять «сверхзвуковым» автомобилем ему уже не позволял возраст (Владимиру Константиновичу было почти 70 лет), а у молодых бесстрашных энтузиастов высоких скоростей, видимо, не хватало опыта. Так что в начале 1980-х от разработки сверхзвукового автомобиля в ХАДИ перешли к созданию дрэгстеров – на них можно было установить новые рекорды на доступных испытателям коротких трассах, а потом студенты ХАДИ вслед за всей страной увлеклись шоссейно-кольцевыми гонками. Сегодня команда ХАДИ продолжает участвовать в таких гонках и занимает лидирующие места в чемпионате Украины.
... На съемках фильма «Скорость» машина (ХАДИ-9) изрядно пропиталась рапой – насыщенным поверхностным соляным раствором. Долгое время после этого она простояла забытой на задворках ХАДИ, а когда о ней вспомнили, решив сохранить для будущих поколений, то на ее месте обнаружили груду ржавого металла. Так закончилась жизнь самого быстрого советского автомобиля, которому так и не суждено было установить ни одного рекорда скорости…"
Это был фрагмент статьи Николая Корзинова из "Популярной механики" http://www.popmech.ru/article/2162-samy … om-soyuze/
Верхнее фото с официального сайта ЛСА ХАДИ http://www.lsa.net.ua/cars/hadi9.htm