Федер ЛАПШИН, иллюстрации завода КрАЗ
В одном из предыдущих выпусков рубрики (см. Грузовики и автобусы №4, 2007) мы уже упоминали о том, что КрАЗ работает над проектом гоночного грузовика для ралли Дакар. И вот этот проект начал обретать реальные черты: КрАЗ заявил о начале подготовки к Дакару!
Гоночный автомобиль, компьютерные рисунки которого мы публикуем, называется КрАЗ-5173РЕ Самум. (Явно в пику камазовскому Extreme!) И хотя «в металле» он пока не существует, некоторые особенности конструкции уже известны.
Привод — разумеется, полный, подвеска всех колес — независимая (о чем мечтают и камазовцы). Кстати, ходовой частью займется Харьковское конструкторское бюро им. Морозова (ХКБМ), разработчик армейской бронетехники. Алюминиевый кузов тоже украинский: его построит фирма Богдан-спецавтотехника, выпускающая «вахтовки» на базе КрАЗа.
Однако и двигатель, и трансмиссия — импортные. Сверхмощный турбодизель, по нашей информации, будет таким же, как у гоночной Татры Лопрайса, — это V-образная «восьмерка» Deutz BF 8M 1015C, которая при рабочем объеме 16 литров развивает 740 л.с. и 3150 Нм. Ее оснастят специальной системой охлаждения: два интеркулера (по одному на каждую «половинку» мотора), расположенные горизонтально у самой кабины. Глушителей и воздухозаборников с фильтрами-циклонами тоже по два: их установят на каркасе безопасности за кабиной.
Коробка передач — 13-ступенчатый Eaton из Англии (передаточное число высшей передачи — 0,89), «раздатка» — ZF Steyr из Австрии.
А вот кованые колеса с шинами Michelin 14,00 R20 — такие же, как у гоночных КАМАЗов. Кразовцы давно дружат с челнинскими спортсменами: шестерни для камазовских гоночных редукторов изготавливаются на КрАЗе!
По предварительным расчетам, Самум сможет разгоняться до 165 км/ч (этого хватит с лихвой, поскольку максимальная скорость на гонке ограничена отметкой 150 км/ч). Однако аппетит будет приличным: 900-литрового запаса топлива в двух баках должно хватить на 850 км, а значит, расход топлива на бездорожье — около 106 л/100 км.
Стоит назвать еще одну расчетную цифру: снаряженная масса — 10 тонн. Многовато будет! GINAF де Рооя легче на тонну с лишним, MAN нынешнего чемпиона Стейси — на все полторы... Но дело не только и даже не столько в технических характеристиках.
Для того чтобы грузовик был признан серийным и омологирован на ралли, нужно построить не одну и не три машины. А пятнадцать. И здесь все упирается в финансы: для осуществления проекта требуется 40 миллионов гривен (почти 8 миллионов долларов), которых у самого завода, разумеется, нет.
Впрочем, проект уже презентован президенту Украины Виктору Ющенко, который заявил: «Это очень интересная тема. Мы создадим рабочую группу и обеспечим проект всяческой поддержкой».
По прогнозам кразовцев, завод сможет принять участие в Дакаре в 2010 или даже 2009 году. При этом в прессе уже прозвучало заявление о том, что «теоретически ходовая часть КрАЗа в 1,5 раза превосходит по своим показателям узлы и агрегаты КАМАЗа»...
Что тут сказать? Есть такая русская поговорка: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!»
http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/kraz_dakar/
Масштабная модель производится компанией КИММЕРИЯ